Обсуждение Норм летной годности БВС на заседании Комитета по БАС Союза авиапроизводителей России

22.07.2019

5 июля на территории ГосНИИ АС под председательством первого заместителя генерального директора института академика Желтова С.Ю. состоялось заседание комитета по беспилотным авиационным системам Союза авиапроизводителей России (НП «САП»).

Состав заседания был представлен сотрудниками и руководителями Минтранса и Минпромторга России, Минобороны, Росавиации, ИЦ «Аэронет», НИЦ Жуковского, заинтересованными предприятиями и организациями промышленности.

Заседание комитета было посвящено обсуждению проектов Норм лётной годности БВС самолётного и вертолётного типа взлётной массой до 750 кг. Докладчик – Шибаев В.М., директор ЦЭСАТ (ЦАГИ).

Нормы летной годности являются основополагающими документами для разработчиков БВС на этапе проектирования и при сертификации. Согласно ст. 8 Воздушного кодекса обязательной сертификации подлежат беспилотные авиационные системы, включающие БВС с максимальной взлетной массой свыше 30 кг. В настоящее время отсутствуют утвержденный порядок проведения сертификации БАС.

Специалисты отметили ряд существенных моментов:

НЛГ – это только часть необходимых для сертификации документов. Требуется дополнительно разработать :

- проекты «Методов оценки соответствия БАС Нормам летной годности»;

- предложения в «Процедуры сертификации разработчика, изготовителя, эксплуатанта БАС». Этот пакет документов позволит осуществлять процедуру сертификации БАС.

Важными вопросами остаются :

·        как проводить необходимое рассмотрение соответствия норм?

·        как сформулировать условия использования достаточности только части предложенных норм для демонстрации безопасности полетов в связи с конкретной полетной операцией, выполняемой беспилотным воздушным судном. Эти вопросы должны быть рассмотрены как минимум в двух или трех документах отдельных документов:

·        Категоризация беспилотной авиационной системы

·        Критерии безопасности полетной операции, выполняемой беспилотным воздушным судном в заданных условиях эксплуатации.

·        Рекомендации по снижению рисков полетной операции в заданных условиях по выбранному маршруту и траектории.

Эти документы, очевидно, призваны решить вопрос в каком объеме предложенных норм следует сформулировать базис для проведения сертификационных работ (или для получения одобрения) с целью доказательства безопасности выполнения заявленной полетной операцией в той части воздушного пространства, в которой разрешены полеты БВС.

Указанные рекомендательные документы могут быть либо самостоятельными Руководствами, либо приложениями к «Процедурам сертификации разработчика, изготовителя, эксплуатанта БАС» или к нормам летной годности.

Еще один наиважнейший вопрос – в каком документе следует авиационной сертифицирующей власти подтвердить безопасность полетов БАС?

«Сертификат» – это выполнение полного объема до конца пока еще не сформированных требований ( регламенты использования воздушного пространства, канал передачи команд и данных, функция избегания столкновений….)

«Одобрение полетной операции» - возможно под таким названием может существовать документ, который на сегодняшний день, ограничив безопасные условия выполнения конкретной полетной операции, даст конкретному оператору БАС право на выполнение полетов.

Кроме того, требуется разработка проектов программ обучения и подготовки внешнего персонала БАС, требования к тренажерам для подготовки персонала БАС. Предлагается разработка проекта ГОСТ Р «Требования к техническим средствам обучения внешнего экипажа БАС».

Проекты Норм лётной годности БВС самолётного и вертолётного типа разработаны специалистами ФГУП ЦАГИ. В процессе работы использовались рекомендации и наработки международных организаций JARUS (объединяет 64 государства), EASA, ИКАО (Doc 10019), НАТО (STANAG), а так же существующие Нормы летной годности (АП-23, АП-27).

Рассылку проектов документов для обсуждения среди специалистов предварительно делали Союз авиапроизводителей и Инфраструктурный центр Аэронет. За истёкшие полгода разработчикам поступило более 260 замечаний и предложений, 142 приняты и 126 отклонены.
        Совещанием принято решение направить проекты НЛГ в НП «САП» с целью размещения на сайте партнерства и дальнейшей передачи в Минтранс России для прохождения соответствующих процедур.

возврат к списку