Контроль с воздуха

15.01.2018

НЕРЕДКО БОЛЬШИЕ ПЛОЩАДИ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕ ПОЗВОЛЯЮТ ПРОВЕСТИ МОНИТОРИНГ ИХ СОСТОЯНИЯ ВО­ВРЕМЯ И БЫСТРО, ДА И НЕВОЗМОЖНО ПОЛНОСТЬЮ ОЦЕНИТЬ СОСТОЯНИЕ ПОЛЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ОБЫЧНЫХ НАЗЕМНЫХ ВЫЕЗДОВ. В ЭТИХ СЛУЧАЯХ СПЕЦИАЛИСТАМИ МОГУТ ПРОПУСКАТЬСЯ РАЗЛИЧНЫЕ ДЕФЕКТЫ: ПРО­ПЛЕШИНЫ ПРИ ВЫСЕВЕ, ГИБЕЛЬ УРОЖАЯ ПОСЛЕ ЗАСУХИ ИЛИ ЗАТОПЛЕНИЯ, НЕДОСТАТОЧНОЕ РАЗВИТИЕ КУЛЬ­ТУР И ДРУГИЕ. РЕШИТЬ ПОДОБНУЮ ПРОБЛЕМУ МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


Одно из решений — применение беспилотных летательных аппаратов. С помощью получен­ных от них данных можно создавать электрон­ные карты полей, определять индекс NDVI, проводить инвентаризацию сельхозугодий, оценивать объем работ и контролировать их выполнение и многое другое. Наиболее актуальными среди сельхозпроизводителей являются возможности оценки состояния по­севов и мониторинга хода уборки.

 КАК НА ЛАДОНИ 

Три основных вида данных, получаемых в результате аэрофотосъемки: ортофотоплан, карта высот и вегетационного индекса или NDVI. Для оценки актуального состояния посевов наибольший интерес представляют ортофотопланы и карты вегетации. При этом часто для такого рода мониторинга не предъ­являются высокие требования к точности геопривязки, что позволяет уменьшить стои­мость работ. В то же время, пространственное разрешение материалов может быть очень высоким — вплоть до 3–5 см/пикс. По опыту проведенных работ, для оценки состояния большинства культур достаточно ортофото­плана с разрешением 10–15 см/пикс и карты NDVI с разрешением 20–30 см/пикс. 

Какую информацию можно получить из этих материалов? К примеру, специалист аграрного предприятия рассматривает поле с озимой пшеницей, на котором существуют некоторые проблемы. В этом случае как на ортофотоплане видимого диапазона, так и на карте NDVI он сможет увидеть неоднородный растительный покров. Вытянутые извилистые участки с более густой растительностью вызваны повышенной влажностью почвы в микропонижениях, а пря­моугольные с четкой границей, совпадающие по ориентации с направлением обработки почвы, обусловлены агротехникой, а не свойствами почвы. Вероятно, эти неоднородности вызваны отличиями в глубине заделки семян, хотя не исключено, что использован некачественный семенной материал или сеялка была неисправна. В любом случае, агроном сможет обратить на проблемные участки особое внимание и, перед проведением подкормки, в зависимости от со­стояния растительности, принять решение о целесообразности и норме внесения удобрений. 


Уборка зерновых


 

Фрагмент карты вегетационного
 индекса по озимой пшенице после зимовки

   

Фрагмент ортофотоплана по озимой пшенице после зимовки

Наибольший интерес представляют обследо­вания с помощью беспилотных летательных аппаратов посевов на ранних стадиях вегета­ции, когда еще возможно скорректировать план агротехнических мероприятий. Тем не менее, более поздний мониторинг может быть полезен для оценки площади угнетен­ной или погибшей растительности, благодаря чему есть возможность спрогнозировать будущий урожай. Например, в одном из хо­зяйств Белгородской области в конце июля была проведена съемка, и ортофотоплан показал участок угнетенной растительности на поле с кукурузой. Благодаря устройству, была возможность посчитать даже количе­ство отсутствующих растений на кукурузном поле. Наземное наблюдение подтвердило сильное поражение растений. Площадь про­блемного участка в этом случае составила 22 га. Получение этой информации позволило предприятию соответствующим образом скорректировать прогноз урожайности. 

ОБСЛЕДОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ БПЛА ПОСЕВОВ НА РАННИХ СТАДИЯХ ВЕГЕТАЦИИ В СЛУЧАЕ ОБНАРУЖЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПОЗВОЛЯТ СКОРРЕКТИРОВАТЬ ПЛАН АГРОТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, А НА БОЛЕЕ ПОЗДНИХ СРОКАХ — ОПРЕДЕЛИТЬ ПЛОЩАДЬ УГНЕТЕННОЙ ИЛИ ПОГИБШЕЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ И СКОРРЕКТИРОВАТЬ ПРОГНОЗ БУДУЩЕГО УРОЖАЯ

 УБОРКА ПОД ПРИСМОТРОМ 

В процессе сбора урожая важно располагать информацией о количестве и расположении тех­ники на полях. Системы мониторинга транспорта позволяют ответить на вопрос, где расположена «своя» техника, в то время как к уборке могут быть привлечены также арендованные комбай­ны и автомобили. Беспилотные летательные аппараты, оснащенные фото- или видеокаме­рой, способны предоставить дополнительные данные об обстановке машин на полях. При этом современное оборудование позволяет производить съемку и передачу цифрового видеопотока в режиме реального времени. Сами видеокамеры обычно имеют десятикратное оптическое увеличение, а для стабилизации изображения могут устанавливаться на гиро­стабилизированные подвесы или стедикамы. Однако беспилотные летательные аппараты в комплектации для видеомониторинга по стои­мости заметно выше, чем аэрофотосъемочные. С другой стороны, фотография может быть не менее информативной, чем видео. Например, на снимке изображен комбайн, который, согласно системе мониторинга техники, находился вне рабочего поля и не перемещался. По фотографии будет видно, что сервисная служба производила с ним какие-то работы. Нередко при первом знакомстве с беспилотниками задается вопрос: достаточно ли качества видео, чтобы прочи­тать номера автомобиля. Ответ прост: только при съемке с близкого расстояния. Одним из способов, упрощающих идентификацию соб­ственной техники, может быть расположение крупных опознавательных знаков на крышах автомобилей и тракторов.  

 

  Сервисная служба проводит работы с комбайном     

  Снимок, на котором 
 отчетливо видны зоны 
отсутствия растений

Беспилотные летательные аппараты все прочнее входят в нашу жизнь. Они становят­ся более простыми и понятными, удобными в использовании в различных направлениях, особенно в сельском хозяйстве, где помо­гают увеличить производительность труда и обеспечить сельхозпроизводителя акту­альной информацией о состоянии посевов. 

Текст: Н. Прокофьев, руководитель направления беспилотных систем для сельского хозяйства, ООО «Геоскан»

Источник: agbz.ru   

возврат к списку