Беспилотники и аэрофотосъемка для целей археологии
Археология еще одна сфера деятельности, в которой популярность набирают беспилотники. Раскопки могут быть разных масштабов от раскопок древних городов до раскопок курганов, оставшихся после Великой Отечественной войны, где-нибудь в средней полосе России.
У археологов появляется все больше современного пришедшего в основном из геодезии оборудования, например тахеометры, лазерные сканеры и высокоточные ГНСС-приемники stonex. Но очень часто,особенно при масштабных раскопках появляется необходимость взглянуть на это все в целом, для понимания общей картины.
Для этих целей в Аэрофотосъемке существует несколько способов ДЗЗ (Дистанционного Зондирования Земли):
1) Космическая съемка
2) Съемка с воздуха летательными аппаратами
Сейчас уже появилось достаточно много спутников ДЗЗ сверхвысокого разрешения таких как:WorldView-1 (разрешение 50 см), WorldView-2 (46 см), QuickBird(61 см), GeoEye-1 (41 см)
Скоро будет запушен CARTOSAT-3 с беспрецедентным пространственным - разрешением 25 см
Несложно купить космоснимки сверхвысокого разрешения с канадских-радарных спутников RADARSAT-1 и RADARSAT-2.
Только вот проблема, что продажа одного снимка пусть и 100 на 100 км мало кого волнует. А в минимальном заказе количество снимков исчисляется миллионами, для радарных снимков эта цифра еще в несколько раз выше.
Съемка с летательных аппаратов выйдет, конечно, дешевле, однако гонять большой пилотируемый самолет для археологов также может оказаться весьма не выгодно экономически, тем более не с каждыми раскопками есть рядом аэродром или хотя бы взлетно-посадочная полоса для вертолета.
Что касается съемки с воздуха с беспилотников, то тут для археологов все не так печально.
Использование самолетных БПЛА сопряжено также с некоторыми трудностями. Опять неимение взлетно-посадочных полос и сохранность камеры и оборудования при использовании самолета с системой парашютной посадки.
А вот использование мультироторных МБПЛА вертикального взлета и посадки решает эти вопросы. Такие аппараты как Геоскан 401, Суперкам Х8 и МИИГАиК X4, отлично подойдут для таких задач
Необходимо просто задать область съемки и аппарат проведет полет в автоматическом режиме от момента взлета до момента посадки. В аппарате будет необходимо только менять аккумуляторы и карты памяти в фотоаппарате. На протяжении всех раскопок беспилотник можно ежедневно запускать снимать необходимую площадь и наблюдать ежедневные изменения.
А главное в отличии от самолетов мультикоптер можно запускать и на совсем малых высотах, буквально 20-100 метров,что для самолетного БПЛА очень проблематично, и получать на выходе снимки сантиметрового разрешения и лучше.
В зависимости от полезной нагрузки (камера видимого диапазона или тепловизор) можно решать разные задачи,основными из которых будут:
1) ортофотоплан местности
2) цифровая Модель Рельефа (ЦМР)
Кроме того мультироторный БПЛА в отличии от самолетного БПЛА может летать не только сверху, но и облетать необходимый объект, например церковь, кругом.
Это даст возможность получать 3Д модель здания и будет даже дешевле чем использование лазерного сканера.
Мультироторный БПЛА разрабатывался как платформа для максимально плавного и стабильного нашения камеры, в этом и его плюс перед вертолетными БПЛА, вибрации от двигателя бензинового БПЛА больше чем от 4-8 электрических у мультикоптера. К тому же мультикоптер легче в управлении и неприхотливей в эксплуатации. При небольшом падении или, например запутывании винта в траве, у мультикоптера сломается винт и после его замены можно будет лететь дальше, у вертолетного БПЛА продеться перебирать все внутренности, и делать серьезный ремонт. Кроме того мультироторный БПЛА проще сделать всепогодным,что в условиях севера и снега или юга и песков весьма актуально.
Подводя итоги, хотелось бы сделать вывод. что мультироторный БПЛА оптимальное средство для картографирования местности площадью до нескольких гектаров,и с разрешением превосходящим один сантиметр.