Применение БЛА для РЖД

30.11.2017

Для чего же могут понадобиться беспилотные летательные аппараты БПЛА железнодорожникам:

- мониторинг и  контроль 

1.JPG

В первую очередь это мониторинг с высоты 80-200метров железнодорожного полотна и соответственно ЛЭП идущих рядом. С такой высоты вполне можно получить разрешающую способность снимков 1см/пксл, что может дать представление о целостности насыпи, о состоянии линий электропередач(провисание, целостность). Для таких полетов мог бы подойти Птеро-СМ

2.jpg

Второй задачей может стать мониторинг происшествий чрезвычайного характера, когда БЛА в составе ремонтной группы или группы МЧС прибывает на место происшествия (сходы с рельсов или разлив нефти из цистерны, пожары и т.д.) В этом случае больше подойдет мультикотер, например МИИГАиК Х4 илиГеоскан 401. Видео и фото в этом случае в режиме реально времени передавалось бы всем заинтересованным лицам – спасатели, ремонтинки и в штаб ликвидации ЧС.

 3.jpg 4.JPG 

Третьим пунктом использования БЛА в целях РЖД, но пока самым сложно реализуемым, мог бы стать мониторинг движения электропоезда, такого например как Сапсан, в режиме реального времени. Как это могло бы быть реализованно и как бы это уменьшило терористическую опасность на поездах вопрос открытый.

5.jpg

Самый хороший вариант использования БЛА РЖД, это второй вариант, где беспилотники могли бы помочь оценить масштабы ЧП, но в  этом случае необходима хорошая реализация технологии. Кроме камеры видимого диапазона необходима камера теплового диапазаона, для наблюдения за пожарами. Видео протоколы должны бать стандартизированны, чтобы все участники событий могли получить доступ к видеоинформации с беспилтника с камерой. А сам комплект должен быть очень прост в эксплуатации,приводиться в рабочее состояниеиз походного положения за несколько минут, летать более получаса, например БПЛА такого плана как "Скай Ренджер".

6.jpg 

Далее я приведу несколько информационных статей, которые гуляют по просторам интернета, по которым можно понять интересы РЖД в сфере БЛА.

На Красноярской железной дороге прошли масштабные полигонные учения с применением уникальной техники – беспилотного летательного аппарата, катеров на воздушной подушке и плавающей платформы "Тримаран"

Впервые на командно – штабных полигонных учениях Красноярской железной дороги отрабатывалось взаимодействие трех ведомств – ОАО "РЖД", МЧС и Министерства обороны при ликвидации последствий нестандартной чрезвычайной ситуации. По легенде, при движении грузового состава через железнодорожный мост над рекой Енисей на участке Абакан – Подсиний Красноярской железной дороги, произошел сход цистерны с нефтепродуктами. В результате, часть нефтепродуктов попала в акваторию реки. Произошло возгорание береговой полосы.

Оперативно прибыв на место предполагаемого ЧП, железнодорожники и сотрудники МЧС применили специальный магнитный пластырь для ликвидации течи из цистерны. Для оценки масштабов разлива нефтепродуктов был использован беспилотный летательный аппарат. В режиме реального времени он передавал в оперативный штаб информацию о состоянии "нефтяного пятна". Ликвидация "нефтяного пятна" проводилась аварийно-восстановительными бригадами Красноярской магистрали с помощью нефтесборочного оборудования "СПРУТ ПМ". Также железнодорожниками была задействована уникальная плавающая платформа "Тримаран", с помощью которой устанавливались заградительные боны для предотвращения распространения нефтяного пятна по реке.

Тушение пожара на береговой полосе проводилось с привлечением пожарного вертолета МЧС и железнодорожного пожарного вездехода "Пурга".

Всего в ходе учений было задействовано 9 единиц специализированной техники и 2 восстановительных поезда. В общей сложности, на ликвидацию последствий учебного ЧП было затрачено 2 часа.

Как сообщил заместитель начальник Департамента безопасности движения поездов ОАО "РЖД" Александр Косарев, принявший участие в учениях, красноярские железнодорожники продемонстрировали слаженность действий при проведении аварийно-восстановительных работ. "Особенно хочу отметить высокую техническую оснащенность Красноярской железной дороги. Руководство магистрали уделяет этому большое внимание, и это оправдано, потому что дорогу отличает сложный профиль пути, здесь десятки тоннелей и сотни искусственных сооружений, мостов, есть лавиноопасные участки. Отработка чрезвычайных ситуаций в таких условиях имеет большое значение. Она важна для обеспечения безопасности и совершенствования технологии аварийно-восстановительных работ на железнодорожном транспорте", – подчеркнул Александр Косарев.

7.jpg

Казанские беспилотники будут следить за «Сапсаном»

18.05.2012

ПРИ ПОМОЩИ ВОЗДУШНЫХ РОБОТОВ ИЗ СТОЛИЦЫ ТАТАРСТАНА ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ ОБЕСПЕЧИВАТЬ КОНТРОЛЬ ЗА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГОЙ

Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», ОАО «Российские железные дороги» и КНИТУ-КАИ затеяли революционный совместный проект. По всей видимости, от его успешной реализации в немалой степени будут зависеть и планы по наращиванию скоростного железнодорожного движения в РФ. Проект носит предварительное название «Беспилотники для РЖД». Зачем железнодорожникам летающие роботы?

БЕСПИЛОТНИКИ ПРОЛОЖАТ ПУТЬ ПОЕЗДАМ

Для начала беспилотные летательные аппараты (БЛА), которые предоставит КНИТУ-КАИ, помогут проложить скоростную линию между Казанью и Нижним Новгородом, по которой будет курсировать скоростной поезд «Сапсан». «Договорились со старшим вице-президентом РЖД Валентином Гапановичем о том, что мы при помощи наших беспилотных систем промониторим дорогу от Казани до Нижнего Новгорода, - рассказал газете «БИЗНЕС Online» и.о. ректора КНИТУ-КАИ Николай Абруков. – Будем оценивать возможность прокладки дороги по тому или иному пути, подскажем, куда нужно уходить – вправо-влево».

По словам Абрукова, сейчас проект находится на стадии оформления техзадания со стороны РЖД. Срок реализации – май-июнь этого года: «Беспилотники есть, готовы их предоставить в любой момент», - сообщил Абруков. Но это еще не все. Сегодня стороны договариваются и о дальнейшем сотрудничестве - беспилотном мониторинге состояния железной дороги с воздуха. Причем речь может идти не только об участке Казань – Нижний Новгород, но и о других маршрутах.

Как сообщил Абруков, данными об аналогичных российских или зарубежных проектах он не располагает. Руководство вуза уверено, что университету такое сотрудничество с РЖД выгодно: «Будут идти реальные деньги, - заверил и.о. ректора. - И полезно с точки зрения подключения к работе студентов, молодых ученых, профессуры». Рабочее название проекта -  «Беспилотники для РЖД».

Оптимизм руководства вуза понять можно. Высокоскоростное движение – самый амбициозный и один из приоритетных проектов РЖД. С декабря 2009 года «Сапсан» ходит по маршруту Москва - Санкт-Петербург - Москва, а с 30 июля 2010-го – Москва - Нижний Новгород - Москва. В марте 2010 года стало известно, что нижегородскую линию предполагается продлить до Казани.

8.jpg

В федеральной стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года указано, что протяженность высокоскоростных линий должна достигать 2 тыс. километров. «Считаю, что эта цифра должна быть увеличена, - заявил президент ОАО "РЖД"Владимир Якунин газете «Ведомости». - Для запуска высокоскоростного сообщения мы, прежде всего, рассматриваем маршруты между крупными городами, которые вписывались бы вот в эти рамки. Один из вариантов - строительство скоростной линии по правому берегу Волги от Татарстана до Волгоградской области». Есть проекты развития скоростного движения в Сибири, между Центральной Россией и Югом. Словом, в случае чего, работы беспилотникам хватит.

При помощи беспилотников можно получать много данных: о состоянии железнодорожного полотна, в том числе о его геометрии, что немаловажно для скоростных поездов

С ТОЧНОСТЬЮ ДО МИЛЛИМЕТРОВ

По данным газеты «БИЗНЕС Online», непосредственно воздушную составляющую проекта будет воплощать казанское ЗАО «Аэрокон». Главный конструктор фирмы Игорь Петухов рассказал газете «БИЗНЕС Online» о перспективах проекта.

«На первых порах, думаю, будем собирать информацию о пути следования, - сообщил он. – При помощи беспилотников можно получать много данных: о состоянии железнодорожного полотна, в том числе о его геометрии, что немаловажно для скоростных поездов. На данный момент пока у нас нет на борту специализированных средств, мы можем наладить контроль с не очень высокой точностью. Но имеются средства, которые позволяют определить состояние объекта до миллиметров. Есть данные, получаемые с помощью тепловизоров. На самом деле, очень много параметров, которые можно проверять. К примеру, состояние отсыпки, вплоть до электропроводных свойств подложки под путями».

9.JPG

Петухов подчеркнул, что все это пока предварительные договоренности, но все же согласился заглянуть в недалекое будущее. Предположительно, по ходу следования «Сапсанов» будут созданы стационарные пункты беспилотной техники, и каждый комплекс будет обслуживать определенный участок дороги. «Не знаю, есть ли такое где-то в мире, но в Венесуэле наши ребята будут вести испытания в этой области», - рассказал главный конструктор. Напомним, беспилотные комплексы «Аэрокона» уже несколько лет работают в этой южноамериканской стране, и, предположительно, скоро их станет там еще больше. Добавим, что чуть ранее «Аэрокон» засветился в относительно крупном по российским беспилотным меркам контракте с некими спецслужбами. Отличные успехи для небольшой и молодой фирмы.

В начале июня «Аэрокон» устроит для российских железнодорожников показательные полеты.

Беспилотники» помогут РЖД мониторить железнодорожные пути

ОАО «Российские железные дороги» после теракта с «Невским экспрессом» намерено оснастить ремонтные бригады беспилотными летательными аппаратами, заявил руководитель Центра стратегических разработок ОАО «НИИАС» Николай Сазонов. 

«Теракт привёл нас к выводу о необходимости внедрения телемедицины и использования лёгких беспилотных летательных аппаратов в составе ремонтных поездов», — сказал он на «круглом столе» в ходе выставки «Технологии безопасности-2010».

Беспилотные летательные аппараты, по его словам, необходимы для оценки с высоты места аварии или катастрофы.

возврат к списку