Мониторинг объетов Нефте-Газовой отрасли.
БЛА для газовиков
Авиационное беспилотное патрулирование трасс магистральных трубопроводов
Авиационное обследование линейной части магистральных газопроводов по материалам авиационной беспилотной и космической съемки
Картографирование объектов реконструкции и строительства по материалам авиационной беспилотной съемки
БЛА для нефтяников
Поиск утечек
Оперативное картографирование
Поиск врезок
Ортофотопланы
Контроль производственных работ на объектах строительства и реконструкции по материалам авиационной беспилотной съемки
Транспортировка нефти и газа по магистральным трубопроводам вызывает необходимость в обеспечении надежной работы трубопроводных систем. Внештатные ситуации на линейных объектах нефтегазовой отрасли могут нанести не только большой экономический ущерб из-за потерь продукта и нарушения непрерывного процесса производства в смежных отраслях, но могут сопровождаться загрязнением окружающей среды, возникновением пожаров и даже быть угрозой жизни людей. При транспортировке больших объемов нефти и газа высокого давления необходимо обеспечивать надежность магистральных трубопроводов.
Естественное старение трубопроводов и в связи с этим значительное повышение требований к их экологической безопасности – характерные особенности условий работы трубопроводного транспорта. Эти моменты и определяют основные направления совершенствования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в отрасли. К одному из таких направлений относят внедрение систем мониторинга технического состояния магистральных трубопроводов и их объектов.
Процессы взаимодействия газопроводов и нефтепроводов с окружающей средой идут на больших территориях. Оперативно оценить их масштабы и состояние можно лишь на основе применения дистанционных, в первую очередь, аэрокосмических методов, позволяющих получать принципиально новую по качеству и полноте информацию не только в контрольных точках, но, что особенно важно, по всей трассе в целом.
Аэро и космосъемка местности применяется как для непрерывного одновременного контроля над загрязнением природной среды (земной поверхности, водных акваторий и приземной атмосферы), так и для контроля технического состояния объектов на всём протяжении тысячекилометровых водных и наземных нефтяных и газовых трасс. Кроме того, данные дистанционного мониторинга дают возможность оперативно выявлять и точно определять координаты неожиданно случающихся крупных аварий на нефте- и газопроводах, зон опасного проявления стихийных природных процессов, которые могут привести к таким авариям, а также отслеживать и прогнозировать чреватые разрывами магистральных трубопроводов медленные однонаправленные геодинамические деформации земной поверхности.
Среди основных задач, решаемых с помощью аэро- и космосъёмки, можно выделить следующие:
• выявление нарушений технического состояния объекта: разрывов, трещин, коррозийных зон, повреждений гидро- и теплоизоляции и др.;
• контроль экологического состояния природной среды вдоль трассы магистрального трубопровода, выявление мест и объёмов подземных и наземных утечек углеводородов, областей загрязнений и др.;
• анализ участков перехода трубопроводов через водные преграды, автодорожные и железнодорожные переходы;
• изучение активных разломов, трещиноватости и современных движений земной коры, их влияния на трубопровод, а также напряженно-деформационного состояния околотрубной среды;
• составление карт грунтов, зон подтоплений, обводнённых участков, областей засолений, коррозионно опасных сред, промерзающих и оттаивающих грунтов и др.;
• исследование современных экзогенных процессов (сели, оползни, обвалы и др.);
• ранжирование участков по степени опасности, выделение участков для первоочередного диагностического исследования.
Для повышения надёжности решения задач диагностики объектов целесообразно проводить их одновременное наблюдение с помощью нескольких видов съёмки, использующих специфические свойства излучений различными длинами волн и применяемых для мониторинга магистральных трубопроводов.
Видеосъёмка в видимом диапазоне спектра
Данный вид съёмки, производимый с помощью ТВ-камер, установленных на беспилотный летательный аппаратй, применяется для наиболее оперативного визуального исследования местности вдоль трассы трубопровода. По получаемому видеофайлу, не требующему специальной постобработки, можно за несколько минут просмотреть весь многокилометровый маршрут в хорошем качестве съемки.
Многоканальная съёмка цифровой фотокамерой
Важным природным фактором, вызывающим преждевременную коррозию и разрушение трубопроводов, является избыточная увлажнённость (подтопление) грунта. Наличие коррозии объекта может быть обнаружено специальной спектрометрической обработкой снимка по наличию спектральных компонентов оксидов железа. Избыточная увлажнённость хорошо фиксируется в коротковолновом участке видимого диапазона (0,4 – 0,5 мкм).
Кроме того, фотоснимки имеют неоспоримое преимущество по сравнению с обычной видеосъемкой ввиду более высокого разрешения – видео стандарт PAL поддерживает 1920*1080 пикс, в то время как разрешение фотоснимка 5184*3456 пикс.
Инфракрасная съемка
Причинами возникновения температурных контрастов на земной поверхности, связанных с наличием магистральных трубопроводов и динамикой их состояния, являются различие в интенсивности поглощения солнечной радиации материалом самого зондируемого объекта и покрывающего его грунта, различие свойств грунта на трассе трубопровода или в районе расположения подземного хранилища по сравнению со смежными участками почвы, передача тепла от подповерхностного объекта поверхностному слою почвы и различие в характере растительности в районе расположения объекта техносферы.
Характерной особенностью спектрального излучения нефтепродуктов является повышенная излучательная способность в дальнем инфракрасном диапазоне, связанная с нагревом углеводородов под воздействием солнечной радиации.
При наличии утечек перепады температуры вблизи прохождения трасс нефте- и газопроводов составляют от 2 до 2,5 К. Такие объекты, расположенные на глубине до 1 м, уверенно обнаруживаются на снимках теплового диапазона волн (10 - 12 мкм), обладающих чувствительностью около 0,2 K.
При аварийном разливе нефти на акваториях температурный контраст границы "нефть - вода" достигает 1,5 K. В ночное время этот контраст отрицательный (нефть холоднее воды), а в дневное - положительный, поскольку пленка сильнее поглощает солнечное излучение и становится более теплой, чем поверхность.
Каждый из способов позволяет выявить различные свойства обследуемых объектов, комплексная обработка всей полученной первичной информации позволяет провести наиболее полную диагностику объекта и окружающей обстановки.
Возможность проведения всех вышеуказанных видов съемки за короткий промежуток времени в сочетании с минимальными финансовыми затратами на выполнение всех видов работ обеспечивают беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Методы дистанционной диагностики трубопровода с применением БПЛА являются, по сути, частным случаем современного развития аэрокосмических методов диагностики трубопроводных систем. Данная диагностика выполняется в три этапа:
а) этап предполетной подготовки, включающий в себя:
• изучение проектной, строительной, эксплуатационной документации на объекты обследования;
• решение вопросов подбора целевого оборудования и летательных аппаратов;
• калибровка и юстировка съемочного оборудования;
• подбор или создание картографической основы для полетных карт;
• разработка и согласование программы практических полетов.
б) этап натурных исследований, включающий в себя:
• решение организационных вопросов в эксплуатирующих подразделениях Заказчика;
• выполнение наземной рекогносцировки, уточнение точек стартов;
• тестовые полеты БПЛА;
• выполнение различных видов цифровой аэрофотосъемки (фото-, видеосъёмка, съёмка тепловизором);
• получение и оперативная оценка качества получаемых результатов;
в) этап обработки данных, включающий в себя:
• систематизацию данных;
• интерпретацию телеметрической информации;
• геопространственную привязку и геометрическую коррекцию результатов съемки;
• дешифрирование полученных материалов; в фотограмметрическом ПО Agisoft Photoscan Pro и обработка их результатов в ГИС программах для БПЛА;
• создание отчетных материалов в различных форматах, в том числе оцифровка снимков в программах MapInfo, Panorama, AutoCAD.
В процессе дистанционного мониторинга газо- и нефтепроводов могут быть выявлены дефекты следующих типов:
• участки отклонения глубины заложения трубопроводов от проектного значения с потерей устойчивости (всплывшие и оголенные участки);
• участки выхода труб на поверхность;
• участки обводнения трубы;
• места размыва и заболачивания;
• негативные природные факторы гидрогеологического генезиса (карстовые формы, подземные водотоки (перетоки), обводненные участки трассы);
• техногенные нарушения;
• разливы нефти, нефтепродуктов и подтоварной воды;
• места несанкционированных врезок;
• места несанкционированных действий третьими лицами на подконтрольных объектах;
• возгорания лесных массивов, торфяников в районах прохождения трубопроводов;
• места захламлений вдоль трассового проезда;
• места несанкционированного складирования строительных материалов и труб в охранных зонах;
• места нахождения посторонних лиц и транспортных средств в охранных зонах;
• повреждение земляного покрова, зарастание трасс трубопроводов древесно-кустарниковой растительностью, размыв и оголение трубопроводов, участков трубопроводов с непроектной глубиной заложения.
В отличии от самолетных БПЛА вертолетные (мультироторные) БПЛА, способны при необходимости зависать над объектом, для более детального его рассмотрения или при необходимости протекания ЧС на объектах нефте-газовой отрасли.
Мультироторные БПЛА спсобны не только горизонтально летать над объектами съемки, но и облететь их кругом, это дает более полную картину об объкте, а по полученным снимкам, можно
оперативно получить 3Д модели объектов, более точные чем если бы съемка производилсь просто сверху с самолетного БПЛА.
отсутствие удобных взлетно-посадочных площадок также затрудняет использование самолетных БПЛА, эти минусы отсутствуют у мультироторов, которые можно сажать и запускать буквально с рук.
Надежность, сохранность и дальнейшее развитие трубопроводного транспорта и всей нефтегазовой отрасли в современном мире невозможно без применения дистанционного мониторинга с использованием, в частности, беспилотных летательных аппаратов, которые хорошо зарекомендовали себя на мировом рынке геоинформационных услуг и будут востребованы повсеместно ещё не одно десятилетие.
(Отраслевое решение для мониторинга нефте-газопроводов с использованием БПЛА)