Чибуничев А.Г. - Проректор по международной деятельности, доктор технических наук, профессор
Непоклонов В.Б. - Проректор по научной работе, доктор технических наук
Голыгин Н. Х. - доцента кафедры геодезии, профессор
Барбасов Вячеслав - конструктор БПЛА
Ксения Одарченко - помощник конструктора БПЛА
Дмитрий Комаров
В принципе бесплотников самолетного типа было раз, два и обчелся – это были Zala, Geoscan, Delta и ребята из Unmanned и даже у кого-то на стенде валялся Getwing, В этом празднике ощущалась нехватка Ptero, хотя их слава была так широка, что их хвалили без их особого участия.
Самолеты у всех весьма похожи, было видно, что сформировался какой-то оптимум, которого пока всем хватает. Getwing – был поменьше и пострашнее. Unmanned был побольше и покрасивше остальных. На Интерполитехе разнообрязия БПЛА стало побольше.
Что хотелось бы сказать в принципе о самолетных БПЛА для картографии, чем они отличаются от обыкновенных в первую очередь это должен быть стабильный полет по маршруту, точность удержания этого маршрута обычно осуществляется многочастотными GPS+ГЛОНАСС приемниками. Вибрации Винтомоторной группы не должны передаваться на съемочную аппаратуру, а сама съемочная аппаратура должна быть откалибрована (калибровка - это задача получения внутренних и внешних параметров камеры по отснятым ей фотографиям). А к каждому снимку должны прилагаться его точные координаты по GPS+ГЛОНАСС и данные инерциальной системы в момент съемки кадра (углы наклонов). GPS - приемник и инерциальная система должны быть хорошао синхронизированны со спуском затвора камеры, чтобы выдавать данные, которые будут приложенны к снимку, именно в момент съемки.
Аэрофотосъемка с БПЛА существенно отличается от классической аэрофотосъемки, так, например:
траектория полета имеет сложную конфигурацию;
большие углы наклона камеры во время аэрофотосъемки;
перепад высот фотографирования приводит к разномасштабности снимков.
Как следствие из этого, между тремя последовательными кадрами может вообще не быть перекрытия, и нет гарантии сплошного покрытия участка территории стереопарами.
БПЛА много, БПЛА разные все более-менее отвечают критериям картографирования местности, как формируется цена на них иногда весьма не просто
Я человек, который лично не занимался съемками с БПЛА, поэтому могу руководствоваться только увиденным, услышанным и прочитанным. Начнем рассматривать таблицу самолетных БПЛА, взятую с сайта Ракурса, мной она была разбиты на 3 таблицы по ценовым категориям
Модель |
«Птеро-Е5» |
«Птеро-СМ» |
«Орлан 10» |
Изображение |
|||
Назначение |
Картографическая АФС |
Картографическая АФС |
Картографическая АФС |
Производитель |
ООО «АФМ-Серверс» |
ООО «АФМ-Серверс» |
ООО «СТЦ» |
Масса пустого, кг |
9,5 |
10,5 |
12,5 |
Макс. взлетная масса, кг |
20 |
21 |
16,5 |
Длина, м |
2,1 |
2,14 |
2 |
Размах крыла, м |
3,03 |
3,13 |
3,1 |
Тип двигателя, потребляемая мощность |
Электродвигатель, макс. мощность 3,5 кВт, |
Бензиновый (одноцилиндровый, четырехтактный, Saito SG-36) |
Бензиновый двигатель, четырехтактный |
Максимальная дальность полета, км |
130 |
600 |
1000 |
Рабочая высота |
80-1500 |
80-3000 |
100–5000 |
Практический потолок (высота), м |
3000 (максимальная высота старта над уровнем моря — до 2000) |
3000 (максимальная высота старта над уровнем моря — до 2000) |
6000 |
Время полета |
1 час 20 мин (при полезной нагрузке 3 кг) |
6–8 часов (при полезной нагрузке 3 кг) |
10 часов |
Скорость (крейсерская, максимальная), км/ч |
Крейсерская 85–115; |
Крейсерская 85–115; |
Крейсерская 110–150 |
Старт |
Автоматический с пневматической катапульты |
Автоматический с пневматической катапульты |
С механической катапульты |
Приземление |
На парашюте в автоматическом режиме с амортизационной подушкой |
На парашюте в автоматическом режиме с амортизационной подушкой |
На парашюте в автоматическом режиме с амортизационной подушкой |
Режимы полета |
Автоматический, полуавтоматический с возможностью корректировки маршрута в полете |
Автоматический, полуавтоматический с возможностью корректировки маршрута в полете |
Автоматический, полуавтоматический с возможностью корректировки маршрута в полете |
Автопилот |
Micropilot |
PteRoBot (собственная разработка) |
Есть |
Модель камеры (кол-во пикселей) |
Canon EOS 5D Mark II (21 Mpix) с калиброванной оптикой |
Nikon D800 (36 Mpix) с калиброванной оптикой |
Canon EOS 5D Mark II (21 Mpix), камера собственной разработки (29 Mpix) с электронным затвором с калиброванной оптикой |
Максимальное разрешение фотографий, см/пиксел |
1 (при минимальной высоте 80 м и объективе с фокусным расстоянием 50 мм) |
0,8 (при минимальной высоте 80 м и объективе с фокусным расстоянием 50 мм) |
1,5 |
Инерциальные системы (IMU) |
Есть |
Есть |
Есть, собственная разработка |
GPS-приемник |
Есть, двухчастотный GPS/ГЛОНАСС- приемник на базе NovAtel OEM615 |
Есть, двухчастотный GPS/ГЛОНАСС- приемник на базе NovAtel OEM615 |
Есть (JAVAD TRE-G3T) |
Диапазон рабочих |
От -30 до +40 |
От -30 до +40 |
От -30 до +40 |
Дополнительная полезная нагрузка |
Тепловизор InfraTec VarioCAM 640hr; фотовспышка собственной разработки для ночной съемки с высот 100–150 м; другая полезная нагрузка весом до 5 кг |
Тепловизор InfraTec VarioCAM 640hr; фотовспышка собственной разработки для ночной съемки с высот 100–150 м; другая полезная нагрузка весом до 5 кг |
Тепловизор Tau640; видеокамеры 2 Mpix с записью на борту или возможностью передачи видео по радиоканалу |
Ограничения скорости ветра при старте/посадке, м/с |
при посадке — 4 м/c; |
при посадке — 8 м/c; |
10 |
Гарантии производителя |
12 месяцев или 100 взлетов-посадок |
12 месяцев или 100 взлетов-посадок или 150 часов налета в пределах гарантийного срока. |
12 месяцев |
Комплект поставки |
БПЛА с аэрофотографическим |
БПЛА с аэрофотографическим |
2 БПЛА в кейсе, наземный пункт управления, пусковые устройства, комплект ЗИП, специальное ПО, сменные полезные нагрузки |
Стоимость, тыс. руб . (на лето 2013 года) |
3 500 (изготавливается под заказ) |
3 750 (доступен на складе) |
5 000 |
Обучение эксплуатации |
155 288 руб. (2 человека) |
155 288 руб. (2 человека) |
Нет данных |
Характеристики информационного канала |
Ближний канал: частота 866 МГц, радиус действия при высоте полета 500 м — до 15 км; |
Ближний канал: частота 866 МГц, радиус действия при высоте полета 500 м — до 15 км; |
Радиус действия канала связи — 150 км |
|
Модель |
«Чибис» |
«Дельта» |
|
Изображение |
|
||
Назначение |
Мониторинг |
Картографическая АФС |
Картографическая АФС |
Производитель |
ЗАО «НПЦ «Фирма «НЕЛК» |
Gatewing NV/Trimble |
ООО НПП «АВАКС-ГеоСервис» |
Масса пустого, кг |
0,7 |
Нет данных |
5 |
Макс. взлетная масса, кг |
2,5 |
2 |
6,2 |
Длина, м |
0,4 |
0,6 |
0,7 |
Размах крыла, м |
1,2 |
1 |
1,7 |
Тип двигателя, потребляемая мощность |
Электродвигатель |
Электродвигатель; 250 Вт |
Электродвигатель |
Максимальная дальность полета, км |
100 |
50 |
30 |
Рабочая высота |
0–500 |
100–750 |
120–1500 |
Практический потолок (высота), м |
3000 |
1000 |
2000 |
Время полета |
1 час |
45 мин |
1,5 часа |
Скорость (крейсерская, максимальная), км/ч |
Крейсерская 60–120 |
Крейсерская 75; |
Крейсерская 70; |
Старт |
С эластичной катапульты |
Автоматический с катапульты |
С эластичной катапульты |
Приземление |
На парашюте |
На фюзеляж в автоматическом режиме. Возможность экстренной посадки |
На парашюте в автоматическом режиме |
Режимы полета |
Автоматический, полуавтоматический |
Автоматический, полуавтоматический с возможностью корректировки маршрута в полете |
Автоматический, полуавтоматический с возможностью корректировки маршрута в полете |
Автопилот |
Есть (собственная разработка) |
Есть |
Есть (собственная разработка) |
Модель камеры (кол-во пикселей) |
(12 Мpix) |
Ricoh_GR (10 Mpix) |
Canon EOS 550D (18 Mpix) |
Максимальное разрешение фотографий, см/пиксел |
10 |
3 |
3 |
Инерциальные системы (IMU) |
Есть, собственная разработка |
Есть |
Есть (Analog Devices) |
GPS-приемник |
Есть |
Есть, интегрированная система позиционирования Gatewing |
Есть (NovAtel OEM615) |
Диапазон рабочих |
От -25 до +40 |
От -20 до +55 |
От -30 до +40 |
Дополнительная полезная нагрузка |
Любая полезная нагрузка до 1 кг |
Нет данных |
Тепловизор FLIR 640х480 |
Ограничения скорости ветра при старте/посадке, м/с |
10 |
при посадке — 13 м/c; |
12 |
Гарантии производителя |
12 месяцев |
12 месяцев |
50 посадок на жесткий грунт |
Комплект поставки |
Наземная станция управления в кейсе (6 кг), |
БПЛА с кейсом, пусковая установка, наземная станция управления, модем (2,4 ГГц), калиброванная цифровая камера, зарядное устройство, две литиево-полимерные батареи, комплект запасных частей, ПО Stretchout |
2 БПЛА в бронечехлах (1,7 м), наземная станция управления в контейнере (10 кг, 40х40х30 cм), катапульта в контейнере (120х40х25 см) |
Стоимость, тыс. руб . (на лето 2013 года) |
3 000 |
От 2 870 |
2 500 |
Обучение эксплуатации |
1 неделя / 30 тыс. руб. |
3 дня |
2-3 дня |
Характеристики информационного канала |
Радиус действия канала связи — 15 км; частота 900 МГц; мощность 1 Вт; открытый канал. |
Радиус действия канала связи до 5 км; частота 2,4 ГГц |
Радиус действия канала связи — 30 км, частота 2,4 ГГц, ширина спектра 300 кГц. |
|
Серьезные цены, серьезные аппараты: «Птеро-Е5» «Птеро-СМ» «Орлан 10» приземляются на парашюте в автоматическом режиме с амортизационной подушкой – что весьма актуально для аппаратов с таким весом. У «Птеро-СМ» и «Орлан 10» стоит электродвигатель, что обеспечивает хорошие дальности и время полета «Птеро-СМ» 6 часов 600км и «Орлан 10» 10 часов 1000км соответственно. У : «Птеро-Е5» и «Орлан 10» в качестве стандартной нагрузки и аэрофотоаппарата выступает Canon EOS 5D Mark II (21 Mpix) у «Птеро-СМ» NikonD800 (36 Mpix)
Лидером по качеству снимков и точности привязки, в России считается "Ptero", несмотря на то, что съемка производиться на фотоаппарат со шторно-щелевым затвором. О его минусах можно посмотреть в видюшке ниже, а о сравнения аэрозалетов Ptero, Getwingи, Geoscan, посмотреть в видюшке и презентации под статьей
Разница в цене 1 250 000р между «Птеро-СМ» и «Орлан 10» уменьшается, когда замечаешь, что в комплекте поставки Орлана идет аж 2 БПЛА «Орлан 10». В воздухе может находиться до 4-ех беспилотников Орлан. Два БПЛА в комплекте БАС (Беспилотная Авиационная Система) в принципе является достаточно частой практикой, также например, поступает и “Дельта”, которая в 2 раза дешевле Орлана. Съемочная Аппаратура БПЛА "Дельта" имеет 3-ех осевую стабилизацию, хотя многим хватает и 2-ух или вообще ни одной, в первую очередь это убирает “елочку” снимков, которая, получается, от криволинейности и закрученности маршрутов аэросъемки с легких БПЛА, особенно когда дует сильный боковой ветер и аппарату приходиться лететь немного под наклоном к линии маршрута.
“Применение трёх осей позволяет гарантировать перекрытие при эволюциях самолёта по удержанию маршрута и высоты, а также компенсирует угол сноса.
использовать специализированные фотограмметрические пакеты;
уменьшить количество снимков проекта;
снизить затраты на обработку.”
Хотя, казалось бы, и так все можно обработать и пусть снимков чуть больше, в общем фишечка защитанна
Еще в этой ценовой категории обитает «Чибис» от НЕЛК, основной отличительной чертой, что я нашел у него, это расположение оборудования ближе к хвосту, а не к носу БПЛА
Дальше идет БПЛА из Бельгии по имени “Gatewing X100”, фирма уже куплена Trimble и выпущена новая версия БПЛА Trimble UX5. Gatewing X100 (Trimble X100) продается в ценовом диапазоне от 2 870 000 до 3 400 000р, добавим еще немного и можно купить «Птеро-СМ», но эти аппараты совсем для разных целей.
А мы переходим к следующей таблице
Модель |
Geoscan300 |
ZALA 421-16ЕМ |
«Иркут-10» |
«Иркут-3» |
Изображение |
||||
Назначение |
Картографическая АФС |
Мониторинг |
Мониторинг |
Мониторинг |
Производитель |
ООО «ПЛАЗ» |
Группа компаний ZALA AERO |
ООО «ИРКУТ Инжиниринг» |
ООО «ИРКУТ Инжиниринг» |
Масса пустого, кг |
8 |
4,8 |
7,5 |
3 |
Макс. взлетная масса, кг |
8 |
5,48 |
8,5 |
3,7 |
Длина, м |
1,4 |
0,83 |
0,7 |
0,9 |
Размах крыла, м |
3 |
1,82 |
2 |
2 |
Тип двигателя, потребляемая мощность |
Электродвигатель |
Электродвигатель |
Электродвигатель |
Электродвигатель |
Максимальная дальность полета, км |
280 |
50 |
140 |
80 |
Рабочая высота |
150–1500 |
250–1200 |
100–1500 |
100–500 |
Практический потолок (высота), м |
6500 |
3600 |
4500 |
3000 |
Время полета |
4 часа |
2,5 часа |
2 часа |
70 мин |
Скорость (крейсерская, максимальная), км/ч |
Крейсерская 72–108 |
Крейсерская 65–110 |
Крейсерская 70; |
Крейсерская 70; |
Старт |
С механической катапульты |
С эластичной катапульты |
С эластичной катапульты |
С руки |
Приземление |
На парашюте |
На парашюте в автоматическом или полуавтоматическом режиме в указанную точку |
На парашюте в автоматическом режиме |
На парашюте в автоматическом режиме |
Режимы полета |
Автоматический, полуавтоматический с возможностью корректировки маршрута в полете |
Автоматический, полуавтоматический |
Автоматический |
Автоматический |
Автопилот |
Есть |
Есть (собственная разработка) |
Есть (собственная разработка) |
Есть (собственная разработка) |
Модель камеры (кол-во пикселей) |
Sony Nex 5 (16 Mpix), |
Управляемые видеокамеры на гиростабилизированной в трёх осях платформе с разрешением 1080x576 (720х576), |
Sony NEX-5 (16 Mpix) |
Sony DSP-H70 (16 Mpix) |
Максимальное разрешение фотографий, см/пиксел |
3 |
5 |
5 |
5 |
Инерциальные системы (IMU) |
Есть |
Есть, собственная разработка |
Есть |
Есть |
GPS-приемник |
Есть |
Есть (U-blox) |
Есть, GPS/ГЛОНАСС |
Есть, GPS/ГЛОНАСС |
Диапазон рабочих |
От -20 до +40 |
От -30 до +50 |
От -40 до 50 |
От -30 до +50 |
Дополнительная полезная нагрузка |
Высокоточный GPS-приемник (опция) |
Видеокамера 440 Kpix; тепловизор 640х512, |
Телевизионная оптико-электронная система ОЭС-10Т с ТВ-камерой; оптико-электронная система ОЭС-10ИК с инфракрасной камерой; оптико-элтронная система ОЭС-10ТФ на базе фотокамеры strongвысокого разрешения и обзорной видеокамеры (14,2 Мpix) |
Телевизионная оптико-электронная система ОЭС-3Т с ТВ-камерой; оптико-электронная система ОЭС-3ИК с инфракрасной камерой |
Ограничения скорости ветра при старте/посадке, м/с |
10 |
15 |
10 |
8 |
Гарантии производителя |
12 месяцев |
12 месяцев / 50 циклов |
12 месяцев |
12 месяцев |
Комплект поставки |
БПЛА, катапульта, ноутбук с ПО подготовки полетного задания и управления, ПО PhotoScan Pro, транспортный контейнер 152х50х35 см. |
БПЛА, кейс для транспортировки, катапульта, маяк, наземная станция управления в кейсе пылевлагозащищенного исполнения, зарядная станция с комплектом АКБ в кейсе пылевлагозащищенного исполнения. |
БПЛА — 2 шт.; ОЭС-10Т, ОЭС-10ИК, ОЭС-10ТФ, пусковое устройство, наземная станция управления, радиомачта, контейнер для зарядки и подогрева АКБ (опция), контрольный пункт управления ; видеотерминал (опция), комплект СНО и ЗИП, эксплуатационная документация. |
БПЛА — 2 шт.; ОЭС-3Т, ОЭС-3ИК, ОЭС-3ТФ, наземная станция управления, радиомачта, контрольный пункт управления — видеотерминал (опция), комплект СНО и ЗИП, эксплуатационная документация. |
Стоимость, тыс. руб . (на лето 2013 года) |
1 800 |
от 1 500 |
Договорная |
Договорная |
Обучение эксплуатации |
1 день |
3 недели |
2-3 недели, (обучение двух человек входит в стоимость комплекса) |
2-3 недели, (обучение двух человек входит в стоимость комплекса) |
Характеристики информационного канала |
Радиус действия канала связи — 50 км (направленная антенна) |
Радиус действия канала связи — 50 км, дальность передачи видеоизображения ; 25 км (цифровой канал) |
Радиус действия канала связи 60 км |
Радиус действия канала связи — 15 км |
В средней ценовой категории для меня лидером видеться Питерский Геоскан. Фирма имеет не только несколько своих беспилотников, но и является диллером фотограмметрического пакета PhotoScan, который входит в стоимость беспилотника, А ведь ПО PhotoScan Pro тоже стоит денег, а именно 3499$ за штучку. Хотя компания ООО «Беспилотные системы» с аппаратом unmanned тоже является дистрибьютором PhotoScan, но в комплекте со своим аппаратом его не кладет.
Кроме того у Geoscan300 максимальный потолок полета – 6500 метров, мало кому надо, а приятно. В принципе ZALA 421-16ЕМ и Geoscan300 в принципе очень похожи чисто визуально. Правда на глаза попался сайт с символичным названием "Откатам-нет (otkatam.net)" где был тендер на "поставку беспилотного авиационного комплекса ZALA-421-16E (или эквивалента) для государственных нужд в 2012 году".
Смета согласно сайту: 5 таких комплексов стоят 67,5 млн. рублей.
67,5 / 5 = 13,5 млн за штучку, возможно колоссальное удорожание почти в 10 раз связанно с тем что кроме аппаратов предоставлялись еще какие-то услуги, по сопровождению или еще что-то, однако в договоре это прописано не было. Идем дальше. Касательно «Иркут-10» и «Иркут-3» то цены у них как написано – договорные, поэтому я навскидку их поставил в эту группу. Примечательно что у «Иркут-10» диапазон температур аж 90 градусов, от -40 до +50°C.
Из всей этой группы назначение: Картография, есть только у Geoscan, видимо остальных 2 аппарата под профессиональную аэрофотосъемку по каким-то критериям уже недотягивают. Хотя серьезность “Zala” считается огромной.
Модель |
ПП-45 «Эльф» |
Swinglet CAM |
||
Изображение |
|
|||
Назначение |
Картографическая АФС |
Картографическая АФС |
Картографическая АФС |
Мониторинг |
Производитель |
OOO «OКБ «МБА» |
SenseFly |
ООО «ПЛАЗ» |
ООО «Беспилотные системы» |
Масса пустого, кг |
2,5 |
0,3 |
2 (с АКБ и фотоаппаратом) |
5 |
Макс. взлетная масса, кг |
5 |
0,5 |
2,3 |
9,5 |
Длина, м |
1,3 |
Нет данных |
0,7 |
0,8 |
Размах крыла, м |
2,17 |
0,8 |
1,4 |
3,5 |
Тип двигателя, потребляемая мощность |
Электродвигатель;2х500 Вт |
Электродвигатель |
Электродвигатель |
Электродвигатель |
Максимальная дальность полета, км |
10 |
10 |
80 |
300 |
Рабочая высота |
300–400 |
100–300 |
120–1000 |
50–1000 |
Практический потолок (высота), м |
4000 |
1000 |
2000 |
3600 |
Время полета |
2 часа |
30 мин |
1,5 часа |
4 часа |
Скорость (крейсерская, максимальная), км/ч |
Крейсерская 50–70; |
Крейсерская 36 |
Крейсерская 72–108 |
Крейсерская 65–130 |
Старт |
С руки |
С руки |
С механической катапульты |
С эластичной катапульты |
Приземление |
На фюзеляж |
На корпус |
На парашюте |
На парашюте |
Режимы полета |
Ручной, полуавтоматический |
Автоматический |
Автоматический, полуавтоматический с возможностью корректировки маршрута в полете |
Автоматический, полуавтоматический |
Автопилот |
Есть (собственная разработка) |
Есть |
Есть |
Есть (собственная разработка) |
Модель камеры (кол-во пикселей) |
возможна комплектация 3-мя камерами по 10 Mpix |
(16 Мpix) |
Sony Nex 5 (16 Mpix), |
Canon 600D (от 18 до 21 Mpix) |
Максимальное разрешение фотографий, см/пиксел |
7 |
3 |
2 |
1,5 |
Инерциальные системы (IMU) |
Нет данных |
Есть (MEMS) |
Есть |
Есть, собственная разработка |
GPS-приемник |
Есть(NovAtel ОЕМ615 илиAntcom G3Ant ' 42AT1) |
Есть (Surf III) |
Есть |
Есть (JAVAD) |
Диапазон рабочих |
От -15 до +35 |
От -10 до +50 |
От -20 до +40 |
От -35 до +40 |
Дополнительная полезная нагрузка |
Видеокамера высокого разрешения; тепловизор |
Любая полезная нагрузка до 150 г |
Высокоточный GPS-приемник (опция) |
Тепловизор FLIR 640х480; ночная камера; антитуманная камера |
Ограничения скорости ветра при старте/посадке, м/с |
при посадке — 12 м/c; |
7 |
10 |
15 |
Гарантии производителя |
12 месяцев, до 100 полётов |
12 месяцев |
12 месяцев |
12 месяцев |
Комплект поставки |
Кейс с БПЛА (85х62х25 см,10 кг). |
БПЛА, фотокамера, ПО eMotion для расчета полета и контроля БПЛА, 2 батареи, зарядное устройство, запасной винт, кейс. |
БПЛА, катапульта, ноутбук с ПО подготовки полетного задания и управления, ПО PhotoScan Pro, транспортный контейнер 80х60х35 см. |
БПЛА, наземная станция управления в кейсе, наземная антенна, контейнер, фотокамера Canon 600D, видеокамера с 10-кратным оптическим увеличением, управляемая в двух осях. |
Стоимость, тыс. руб . (на лето 2013 года) |
от 550 до 890 в зависимости от комплектации |
500 |
880 |
От 500 |
Обучение эксплуатации |
10 дней / 120–150 тыс. руб. |
2-3 дня |
1 день |
Нет данных |
Характеристики информационного канала |
Радиус действия канала связи — 10 км; частота 12–24 ГГц |
Радиус действия канала связи — 2 км; частота 2,4 ГГц |
Радиус действия канала связи — 25 км; частота 868 МГц; мощность 0,5 Вт |
Радиус действия кана/p Тепловизор FLIR 640х480; ночная каimg alt=/tdмера; антитуманная камерала связи — 70 км |
В этом классе мы видим более простую версию от Геоскана “Geoscan 101” отечественная альтернатива Бельгийскому “Gatewing X100”, которая идет с фотограмметрическим пакетом “ПО PhotoScan Pro” и имеет парашют, вместо посадки на корпус.
Еще есть Supercam 350 из Ижевска. Который хочется купить только потому, что он большой и красивый. Пусть вас не путает фотография у аппарата, запускается он с катапульты.
Теплый вариант - БПЛА S350-f спроектирован специально для суровых российских условий и предназначен для аэрофотосъемки.
В случае жесткой посадки, крылья аппарата автоматически отсоединяются от центроплана, для значительного снижения риска повреждений элементов БПЛА.
Дальше у нас ПП-45 «Эльф», у этих ребят из Омска есть свой подход к съемке:
"Для повышения эффективности аэрофотосъемки с БПЛА была разработана фотоплатформа, состоящая из трех фотоаппаратов. Предлагалось создать платформу таким образом, чтобы фотоаппарат, расположенный по центру, был направлен в надир, а два других фотоаппарата располагались под небольшим наклоном слева и справа от центрального аппарата по направлению полета так, чтобы обеспечивалось перекрытие между боковыми снимками
Благодаря такому расположению фотокамер при одновременном фотографировании значительно возрастает площадь покрытия поверхности снимками, следовательно, вероятность пропусков между маршрутами уменьшается. Снимки с камер, расположенных под углом, могут быть использованы для построения фотоизображений фасадов зданий при 3D-моделировании. Максимальный угол захвата местности трехкамерной фотоплатформой от 75° до 95°, в зависимости от характеристик устанавливаемых фотокамер."
Оценка точности трансформирования боковых снимков в систему координат центрального снимка |
||
Перепад высот рельефа местности, м |
Высота фотографируемых зданий, м |
СКП трансформирования, м |
8 |
5 |
0.001 |
16 |
5 |
0.001 |
32 |
5 |
0.001 |
32 |
30 |
0.001 |
Основной минус этого комплекса, судя по таблице, является полуавтоматический полет, под этим, как я полагаю, подразумевается посадка в ручном режиме, тем более что в графе посадка мы видим - На фюзеляж, а это уже не каждой автоматике под силу, так что видимо это все же делается ручками, хотя не уверен, у всех остальных есть режим полета в полной автоматике от взлета до посадки. И в пользу ручной посадки еще говорит и срок обучения – 10дней и его стоимость, 120-150т.р., почти как у Птеро.
И вот снова за пол миллиона рублей разочарование из Швейцарии по имени Swinglet CAM, на вид совсем уже хобби модель и таскает там своих 100 грамм, ну пусть и таскает, знающие люди знают что выбрать!
Группа компаний ВНИИНС со своим БПЛА “Буревестник” за 290т.р.
FlyEye
Аэробиз Сколково
Blaskor
“Бусел м” из Белоруссии
И ЗАО “Эникс”
А тем временем на “ Geoforum+” 16 октября в 2 часа прошли доклады на секции “беспилотники”, на которой я тоже выступил, мой доклад был последним, но оказался предпоследним. Ниже представлено расписание секции, за ней идет видео секции и все презентации докладчиков по порядку.
Особенно советую просмотреть доклады: Нормативы и опыт.
Приглашаю прочесть
1 ГеоСкан, выступление на Геофоруме по оперативному построению 3Д моделей и картографированию
2 АФМ-Каскад выступление на Геофоруме Валиева Амира
3 Паневин Николай, Центр-ДорСервис, Геофорум
4 Курков Владимир Михайлович, Заокский полигон, Геофорум, МИИГАиК
5 Смирнов Алексей, Заокский полигон, Геофорум, МИИГА
6 МИИГАиК, Барбасов Вячеслав, Геофорум, Мультироторные БПЛА
7 Грядунов Дмитрий, АФМ Каскад, Геофорум, МИИГАиК
Источник: Алексей Смиронв (Ракурс)